В рамках II Национальной конференции «От стареющего общества к обществу всех возрастов» в Москве показали фильм «Морщинки»

15 октября 2014 г.

Вообще конференции дело довольно скучное и протокольное, а прошедшая — поразила теплотой атмосферы и чувством сопричастности, не самыми главными гостями таких собраний. В залах пленарных заседаний, на разных секциях конференции собирались в основном волонтёры, представители общественных фондов социального обеспечения, помощи домам престарелых — люди, знакомые с проблемой не по рассказам и документам, а лично. Выступающие едва соблюдали регламент, что, опять же, редкость для подобных мероприятий, обсуждение после просмотра «Морщинок» настолько затянулось, что собравшиеся были готовы пренебречь обедом.

В России фильм пока ещё особенного успеха не имел, хотя, выйдя в 2011 году в Испании, стал лауреатом множества премий и гостем большинства европейских кинофестивалей. Показ фильма в рамках конференции — определённо удачное решение: у фильма будет больше зрителей, у зрителей — чуть больше понимания проблем стариков.

Режиссёр Игнасио Феррас и сценарист Анхель де ла Крус сняли трогательную историю про жизнь в доме престарелых и болезнь Альцгеймера. Неожиданный, казалось бы, сюжет для анимации. Но «Морщинки» — полнометражная мультипликационная экранизация популярной в Испании одноимённой графической новеллы Пако Роко. Музыку для мультфильма написал Нани Гарсия.

Деменция или болезнь Альцгеймера – одно из самых распространённых заболеваний современной старости. От едва заметной рассеянности до полной утраты контроля над собой проходит в среднем 14 лет, лишь 3% из тех, кому диагностировали заболевание в 65 лет, доживают до 70. К 2050 году, когда население Земли достигнет 9 млрд. человек, больных старческой деменцией будет около 115 миллионов. Фильм «Морщинки» об этих людях.

До того как попасть в дом престарелых Эмилио был банковским управляющим. Старость и болезнь сделали его проживание с семьёй невыносимым, и сын принял решение отправить отца в пансион. Он тут чтобы приготовиться к своему последнему пути. Совершая первые шаги по незнакомым коридорам, он вспоминает, как мать привела его в школу, всё было так же страшно и незнакомо.

Мир стариков отгорожен от жизни, молодости и суеты. Тут нет детского крика и семейных проблем, всё подчинено распорядку дня, своевременному приёму лекарств и процедурам, прогулкам, в меру подвижным играм, покою и умиротворению. Постояльцы не должны чувствовать себя стариками, с одной стороны, с другой – большую часть того что они привыкли делать в своей жизни отныне им делать не рекомендуется. Они защищены, но оторваны от мира.

Соседа Эмилио по комнате зовут Мигель, он кажется пройдохой и плутом, но на деле – хороший друг. Первым, с кем познакомился Эмилио тут, стал бывший радиоведущий, который всё время повторяет услышанные реплики. Во время экскурсии по пансиону Мигель и Эмилио, под видом кондукторов, навещают даму, что вечно смотрит в окно, сидя в комнате, и воображает себя пассажиркой «Восточного экспресса», путешествующей в Стамбул.

Мигель подыгрывает ей, он всем тут подыгрывает. Достаёт щенка постояльцу Максу, прекрасно зная о его рассеянности и допуская, что щенок сбежит от Макса, не прожив и года. Даме, которая больше всего на свете боится оказаться похищенной инопланетянами, он дарит водный пистолет. Научившись стрелять по страху, она чувствует себя намного уверенней. А Мигель шутит: «Паранойя – отличный способ держать себя в форме!». Нет, он не видит зла в этой шутке, он слишком давно живёт среди людей, которым уже больше ничего не светит, среди героев одной большой и злой шутки.

Эмилио совсем не замечает, как теряет память и связь с привычной жизнью. На свидании с семьей сына он удивляется, что собственный внук зовёт его дедушкой. Ему безразлично, что в одежде залез в бассейн. Он боится, что Мигель его ограбит, прячет свои вещи и, скоро об этом позабыв, обвиняет соседа в воровстве. Но последнего это не смущает, он уже давно привык к тому, что больные Альцгеймером совсем не отдают отчёта в своих действиях. Мигель как может помогает другу скрывать симптомы болезни, когда тот проходит очередные тесты у врача. Он знает о посетителях верхнего этажа пансиона: туда попадают те, кто совсем потерял контроль над собой, и оттуда не возвращается никто.

У Мигеля никогда не было ни семьи, ни детей, и кажется что боль расставания с привычным окружением не касается его. Эта неуязвимость видится ему преимуществом: каждый из постояльцев по-своему объясняет себе и окружающим причину нахождения в пансионе. Кто-то уверен, что старики должны жить отдельно от молодых, кто-то не хочет нянчиться с внуками и быть зависимым, кто-то боится стать обузой.

Для того чтобы написать сценарий этой вовсе невыдуманной истории Анхель де ла Крус провёл много времени в европейских домах престарелых, общаясь с постояльцами, врачами, санитарами, собирая истории, связывая их. А Игнассио Феррас в одном из интервью сообщал, что лично знаком и с прототипом Эмилио, и со старушкой, которая едет в «Восточном экспрессе».

Выбор языка повествования не случаен: анимация сгладила всё то, что оттолкнуло бы зрителя, смотри он эту историю в тусклом документальном изложении. И режиссёр, и сценарист признают за собой желание дать понимание проблемы сегодняшним детям, ведь в 2050 году, когда число больных старческой деменцией превысит сто пятнадцать миллионов, им, повзрослевшим, предстоит решать судьбу стариков потерявших себя.